Если вы слышали про польскую “Зеленую карту” — страховку для автовладельцев — то эта статья для вас будет полезной. Дело в том, что за последние месяцы ситуация со страхованием сильно поменялась. Упомянутый полис перестал действовать с первого июня 2023 года. Под такое ограничение попали Россия и Беларусь, в рамках санкционной политики. То есть польская “грин карта” гражданам нашей страны уже недоступна, но есть альтернативы, о которых необходимо знать. О них мы и расскажем дальше.
Европолис вместо “Зеленой карты”
Поскольку при выезде за границу автомобилистам все равно необходимо иметь страховку (для своей же безопасности), было найдено новое решение. Это оформление европолиса, которое делается на территории ЕС. Иностранная компания оформляет такой документ и через российского посредника передает его автовладельцу. Когда сейчас человек говорит, что собирается купить польскую “Зеленую карту”, он подразумевает именно этот вариант. Просто из-за привычки используется старое название страхового полиса, более знакомое для большинства людей. Но технически это другая страховка, у которой есть не слишком принципиальные отличия.
Как можно сделать автомобильную страховку для Европы
Если вам нужна “Зеленая карта” в Польшу, то сейчас алгоритм действий следующий:
- Найти российскую компанию-посредника, которая занимается оформлением европолиса. С большой вероятностью она будет сотрудничать именно с польской фирмой, потому что как раз поляки чаще всего осуществляют страхование российских машин (пока ситуация такая).
- Отправить по электронной почте или через мессенджер документы. Чтобы сделать “Зеленую карту” в Польшу онлайн, потребуются только паспорт и основные сведения о транспортном средстве. Обратите внимание, что страховой полис оформляется именно на машину, то есть по системе мультидрайв. Он не зависит от того, какой водитель находится за рулем в момент наступления страхового случая (ДТП).
- Дождаться, пока компания-посредник перешлет документы исполнителям, получит от них и отправит готовую страховку. Если польская “Зеленая карта” онлайн оформлялась в течение одного рабочего дня, то в случае с европолисом придется подождать немного больше — до трех рабочих дней. Но это тоже не слишком долго, поэтому больших проблем со сроками не возникает.
Поскольку посредники и исполнители процедуры разные, могут быть некоторые нюансы и отличия — в зависимости от того, к кому автовладелец обращается за помощью. Например, некоторые польские компании ограничивают возможность оформлять страховку на короткий срок (на один-три месяца или полгода). Они могут работать только с максимальным сроком в год, что не для всех автомобилистов выгодно. В таком случае придется поискать другого исполнителя или согласиться на неудобные условия. Годовая страховка европолис будет стоить в среднем 35 тысяч рублей — но более точную информацию необходимо получать непосредственно в момент заказа полиса.
Можно ли въезжать в ЕС без страховки
Теоретически это возможно, потому что некоторые автовладельцы рассчитывают оформить полис непосредственно в пропускном пункте. Но это возможно не всегда. Нужно заранее выяснять, будет ли там такая возможность. В то же время ехать в Европу вообще без страховки нельзя. Есть три нежелательных варианта, по которому в таком случае могут развиваться события:
- машину без документа не пропустят на границе и придется возвращаться;
- проехать получится, но в ближайшее время машину остановят для проверки — и тогда автовладельцу грозит внушительный штраф;
- авто без оформленной страховки попадет в ДТП — в таком случае все расходы лягут на плечи автовладельца, что может вылиться в очень серьезные траты.
Ни одна из перечисленных ситуаций не стоит того, чтобы рисковать — особенно это важно, если поездка планировалась давно и имеет большое значение (например, связана с решением бизнес-задач). Какой бы ни была цена “Зеленой карты” в Польшу (а сейчас она приемлемая), лучше сразу купить страховой документ и не создавать себе лишние проблемы.
Также нужно помнить, что сумма компенсации для пострадавших сильно зависит от страны, в которой произошло ДТП. Если это государство, где стоимость жизни намного выше, для российского гражданина траты могут стать колоссальными. А еще они будут определяться размером ущерба. В некоторых случаях последствия дорожно-транспортного происшествия приводят к очень серьезным проблемам, поэтому страховка обязательно должна быть активной.
Где “Зеленая карта” все еще действует
На сайте компаний, которые раньше занимались этой страховкой, есть информация о том, что полис продолжает работать в нескольких странах. Среди них, например, Беларусь и Азербайджан. Это связано с тем, что Россия заключила с этими государствами дополнительное соглашение до 2024 года. При этом большая часть европейских стран отказались принимать российскую “Зеленую карту”, поэтому оформление европолиса почти всегда становится обязательным условием.
Сопровождение специалистов при обращении в ГИБДД: поможем в любом вопросе
Теперь вы знаете о стоимости “Зеленой карты” в Польше и о том, как оформить такой документ при необходимости. Но для автовладельца это лишь одна из немногих задач, с которыми приходится сталкиваться. Например, нередко нужно посещать ГИБДД: ставить на учет машину или снимать с регистрации, сохранять номера, восстанавливать документы или решать подобные вопросы. Если возникла такая необходимость, сотрудники Serves-gibdd окажут квалифицированную и круглосуточную помощь. Благодаря этому вы сможете забыть о долгом ожидании и зря потраченных нервах.